Форум » Светская болтовня » Простота хуже воровства » Ответить

Простота хуже воровства

Shantira Shani: Впечатления о «шиваитском ашраме» в Окунево. Автор: Катьяяни (супруга Арьядевы) Мудрый Честертон как-то заметил, что достоинства бывают двух видов: такие, которыми можно гордиться и такие, которыми гордиться невозможно. Потому что от этого они пропадут. К первым относятся, к примеру, такие как ум. Умный человек может знать о себе, что он – умный (правда, знающих о своем уме почему-то гораздо больше, чем умных J – но это другой вопрос). Может даже гордиться своим умом. Если в меру. Если не в меру – может и поглупеть, но это, опять же, другой вопрос. Тем не менее – может знать и гордиться, и его ум останется при нем. Или сила. Многие гордятся своей силой – и не становятся от этого слабее (ну, разве что, перестанут тренироваться и сядут у телевизора с пивом…J). Ко вторым достоинствам относятся такие, как, например, скромность. Человек может быть скромным только до тех пор, пока не узнает, что он – скромный и что быть скромным – круто. После этого скромность уже заканчивается, и начинается ханжество. :( Сюда же относится и простота. Она же невинность. Она же – блаженное неведение. Она, как считают некоторые, способствует смирению, каковое весьма полезно в духовных практиках. Возможно – но только до тех пор, пока незнающий человек знает, что он чего-то не знает и полагает, что не знать этого – плохо. Как только он узнает, что незнание (читай – простота) – это здорово, поскольку вызывает смирение, и логично приходит к выводу, что все знающие – гордецы и будет им погибель, простота заканчивается, и начинается воинствующее невежество. К сожалению, Хайдаканский Бабаджи в полном объеме просветил на эту тему своих учеников - по крайней мере, тех из них, что живут в деревне Окунево, - ибо они твердо знают, что простота – это круто и только в ней – спасение. И, более того, живя в русской деревне, вдалеке от всяких там брахманов-пандитов, зачастую даже не подозревают о том, чего, собственно, они не знают. К примеру, в момент моего приезда там все были в глубоком шоке – до меня к ним приезжали люди из Казахстана, которые - ночью! тайком! - проникали в алтарную и - о ужас! – ДЕЛАЛИ ТАМ ПУДЖУ! В смысле, спрашиваю, они там что, напивались пьяные, плясали голые, разбрасывали фекалии и мазали все кровью? Да нет, просто они делали какую-то свою, НЕ ТАКУЮ, пуджу. Охотно допускаю, что пуджа, которую делали садхаки из Казахстана была упрощена и причудлива. Но вряд ли более упрощена, чем та, что я видела в Окуневском ашраме – здесь от сложного и глубокого «богословия в жесте», проработанного и утонченного тысячелетиями остались лишь рожки да ножки, своею совокупностью и общим настроем сильно мне напомнившие приснопамятную Миссию Чайтаньи. И вряд ли более причудлива: тряпочка типа занавесочки, которую мне, как и всем собравшимся, большую часть которых составляли женщины, предписали надеть в качестве лунги (для тех, кто не знает: лунги – это МУЖСКАЯ одежда) перед входом в алтарную этого ашрама, пока что бьет все рекорды виденных мною на самодеятельных пуджах причуд, а увидено (да и, чего греха таить, сделано в свое время) было немало. Да, я знаю, что главное в пудже – это бхакти, а техника – второстепенна (хотя, ИМХО и не столь незначительна, как принято думать). Знаю так же, что бабаджистская обрядность, собственно, построена на этом принципе. Тем забавнее было слышать эти рассуждения от одного из, по-видимому, сохранивших некоторый здравый смысл, обитателей ашрама, в момент его тщетной попытки увещевать Раду, выполняющую там роль матери-настоятельницы. Естественно, подразумевалось, что правильная техника – только у них, бабаджистов, а ко всем остальным стоит быть более терпимыми, во имя бхакти. Рада, соответственно, поджимала губы, вскидывала голову, твердо стояла за Единственно Правильную Ритуальную Чистоту и категорически отрицала наличие хоть какого-нибудь бхакти у этих плебеев, которые Все Делают Неправильно. Боюсь, из выше прочитанного, у читателя сложится впечатление, что автор сих строк, придя в чужой дом с первых же шагов начала всех поучать и критиковать сложившиеся порядки (и не говорите «ну мы же тебя знаем»J). Да ничего подобного. Первоначально по приезде намерения мои были самые дружелюбные. И потому, постоянно напоминая себе, что «в каждой избушке свои погремушки» я честно старалась следовать местным обычаям и не задевать чувства присутствующих: …сначала терпеливо выслушала все оригинальные версии, выданные присутствующими при первой попытке произнести мое имя (Катьяяни). А так же при второй. Третьей попытки не было – все решили, что у меня какое-то неправильное имя. А что было бы, если бы туда приехал, к примеру, Аюрарогъянанданатха? Страшно подумать! …затем добросовестно повязала занавесочку с бахромой на манер лунги (в сочетании с камуфляжными штанами и тельником это, должно быть, смотрелось весьма и весьма; лично мне почему-то сразу вспомнился Попандопало из «Свадьбы в Малиновке»); …приняла посильное участие в пудже, нимало не усомнившись в том, что это – пуджа и тот, кто ее проводит – пуджари; …согласилась с тем, что мне придется не только оплачивать проживание по достаточно высокой цене (за 250 рублей в сутки местные готовы сдать отдельную комнату со всеми удобствами), но и по 8 часов в день заниматься «карма-йогой» в виде прополки на местном огороде (про себя, однако, отметив, что ребята, пожалуй, обнаглели): …смиренно приняла тот факт, что меня, тварь грешную и нечистую, вместе с моей сомнительной (данной гуру) практикой не пустили на порог местной алтарной. Чтобы прояснить ситуацию, поясню: богослужения в алтарной происходят два раза в день, утром и вечером, примерно по часу. Все остальное время алтарная пустует. Других претендентов кроме меня не было – я на тот момент была единственным гостем в ашраме. Кризис наступил, когда я, поднявшись в свои законные полчаса отдыха в проходной холл перед алтарной (прочие помещения в ашраме оказались еще менее приспособлены для практики) ради выполнения личной садханы вместо оной была вынуждена выслушать громкий и плаксивый монолог Рады (прекрасно знавшей, что я ее слышу), обращенный к молодому человеку, попытавшемуся было за завтраком ее урезонить. Общий смысл сводился к тому, что раз я дерзко покусилась на алтарную – значит во мне нет скромности, а раз во мне нет скромности – не может быть и бхакти, А потому, мои гнусные покушения на алтарную продиктованы исключительно моим эго, и нефиг меня защищать. Не то, чтобы меня это как-то задело, просто я окончательно осознала что: …практиковать мне здесь не дадут, а я вообще-то приехала ради этого; …налаживать дружеские отношения в таком контексте невозможно, да уже и не хочется. После чего собрала рюкзак и предложила Раде рассчитаться со мной за ранее присланные книжки или вернуть оные. Не то, чтобы я всерьез рассчитывала получить с этого деньги, просто: А) Задолбала царящая в этом месте уверенность, что весь мир им должен, а они никому ничего не должны; Б) Платить за такое «гостеприимство» не хотелось. Вернуть книжки Рада, конечно, не могла (как я заранее узнала, они были проданы за неплохую цену в местном шизотереическом магазине), денег – тоже, и на сем убежала от меня куда-то в огород (судя по лицу – плакать). Я же отправилась в местный кемпинг, где и обрела что искала – уединение и чистое, саттвичное место для садханы. Там и провела оставшееся время отдыха с удовольствием и немалой пользой. Общее впечатление от Окунева: действительно, очень саттвичное и сильное место, изрядно загаженное психами и шарлатанами. Общее впечатление от Окуневского ашрама: странная деревенская секта, состоящая из деревенских же «космических бабок» под управлением странной девушки Рады.

Ответов - 10

Gray: всё нормально. Вы просто не забывайте что все подобные движухи организованны хоть и индуиствующими, но славянами. А брат (сестра?) славянин всегда шествует рука об руку с пушистой северной толстенькой лисичкой. Чему уж удивлятся?

Лилананди: О, у кого-то еще свежие впечатления об этом месте Я с 2003 года в ашрам и близко не захожу, хотя была последний раз в Окунево в 2008. Эт еще что! там был такой случай, приезжал туда как-то личный ученик Хайдакхан Бабы, причем из врубающихся - Баба доверял ему пуджу при себе проводить. У него даже имя такое - Пуджари Голландец, женат на русской. Вот он туда приехал, пуджи соответственно сам проводит для всех, в качестве просвещения, а местный пуджари Сева ходит мрачный - не у дел. Ходит-ходит, а на третий день подошел к Пуджари и потребовал плату за проживание, в расчете как всем гостям положено платить и за каждый день. Утром Пуджари уехал Вообще движение Бабаджи в России относительно шиваизма - полный аналог ИССКОН для вайшнавизма. Параллелей множество. Начиная от мути, которую впихивают в головы под видом "учения", продолжая кастрированной "простотой" поклонения в стиле "повторяйте махамантру и будьте счастливы" и заканчивая специфическим акцентом на якобы бхакти.

Ravana: А брат (/сестра) славянин всегда шествует рука об руку с пушистой северной толстенькой лисичкой. Чему уж удивлятся? * * * Мне Маркса жаль, его наследство Упало в русскую купель. Где цель оправдывает средства Там средства об$&#@т цель


Лилананди: Однако все-таки справедливости ради не могу не сказать, что при всей корявости бабаджистских богослужений нежелание позволять проводить оные в собственной алтарной кому-то другому мне вполне понятно. Так что негодование по поводу партизан из Казахстана мне также понятно (я бы и сама напряглась, коли бы узнала, что моим личным Божествам втихушку непонятно кто проводил непонятно какие службы). Пуджа, она вообще-то практически очень интимный контакт. Та же прана-пратиштха, например. Я бы дважды и трижды подумала, прежде чем пускать к своему алтарю кого-то, и пустила бы только проверенных товарищей по оружию Соответственно, претензии автора в данном разрезе не вызывают у меня никакого сочувствия. Алтарная - это не общественный душ все-таки. И "ну мы же тебя знаем" я никак не могу не сказать

Катьяяни: Вообще-то существует разница между: 1) Личной и социальной садханой. Первая - то, что делаете лично Вы, только для себя (или небольшой группы людей). Действительно, процесс интимный. Социальная - открытое богослужение для всех желающих. Вообще-то одно другому не мешает и даже дополняет и помогает, но это разные виды служения, которые проводят разные люди с разной целью в разных местах. Служения в окуневском ашраме я бы назвала гиперсоциальными - там сложно говорить о какой-то интимности. 2) Алтарной в частном доме и в общественном месте (типа храма или ашрама). Вы можете не пускаеть людей в свою алтарную - но Вы ведь и не называете работу на своем огороде карма-йогой? Теоретически, людям живущим в ашраме платят как раз за содержание в чистоте и порядке "общественного душа". В моем доме, например, в алтарную надо проходить через мою спальню - так что, проснувшись ночью и увидев в своей спальне крадущихся садхак из Казахстана я бы, наверно, возмутилась. Другое дело, что по здравому размышлению (утром), сочла бы проишествие скорее смешным, чем возмутительным. И попыталась бы достигнуть с упомянутыми садхаками какого-нибудь компромисса. Вообще-то мне нужна была не конкретно алтарная - а подходящее для садханы помещение. В крупных индийских ашрамах, насколько я помню, есть много-много маленьких клетушек как раз таки для личной садханы. В Омском ашраме этого нет - единственным более-менее подходящим помещением для садханы там является алтарная. В подобных случаях в маленьких ашрамах люди действительно практикуют по очереди в общей алтарной. Не вижу здесь никаких проблем. Рада могла бы и не называть свой частный дом общедоступным ашрамом - правда, конечно, тогда она лишилась бы многих бонусов и привилегий, которые она, по-видимому, весьма ценит. 3) Пускать не всех и не пускать никого. Понятно, что забота о чистоте места подразумевает отсечение странных и сомнительных ритуалов. Собственно, претензия моя, повергшая Раду в столь глубокое возмущение дословно звучала так: "Может быть, вы посмотрите, что и как я делаю, прежде, чем принимать окончательное решение?" Вы не пускаете в свою алтарную всех подряд – это понятно. Но кого-то же Вы туда пускаете? Если кто-то к Вам туда попросится – Вы, наверно, сначала посмотрите и подумаете, а не начнете сходу выкрикивать «Ни за что!» с праведным негодованием гимназистки, которой домогается пьяный матрос? И что можно сказать о человеке, который в любом и каждом (в том числе, как Вы писали и в пуджари своей традиции) в такой ситуации видит «пьяного матроса», который хочет порушить его маленький домик с маленькой алтарной в которой живут его маленькие боги? Я скажу корректно и деликатно: этот человек не готов к широкой общественной деятельности.

Лилананди: Катьяяни пишет: Социальная - открытое богослужение для всех желающих. Конечно, одно другому не мешает и даже дополняет и помогает, но это разные виды служения, которые проводят разные люди с разной целью в разных местах. Служения в окуневском ашраме я бы назвала гиперсоциальными Но, видите ли, есть же большая разница между богослужением ДЛЯ всех желающих и богослужением ВСЕМИ желающими? Если кто проводит публичные богослужения для всех желающих, это ж не значит, что он тех же самых всех желающих должен допускать в качестве жрецов. И насчет интимности - мне кажется, что ритуал сей интимен всегда, даже если это делается на глазах у толпы народа. Впрочем, тут нельзя не отметить, что у бабаджистов ритуалы не предусматривают тесного контакта с Божествами и даже личного. По крайней мере, если в последний год там в Омске и рядом ничего не изменилось. Я никогда не видела и не слышала, чтобы они проводили собственно пуджу - их ритуалы называются "арати" и заключаются только в воспевании некоего стандартного набора гимнов, одного за другим. Причем на хинди. Гимны эти по смыслу точь-в-точь Иссконовские такая же "хныкающая бхакти", заявления о собственной ничтожности и "ну когда же, когда же Ты заберешь меня, Своего ничтожного Даса, из обители страданий". Наверное, не стоит даже и говорить, что я о них думаю Катьяяни пишет: Вы ведь и не называете работу на своем огороде карма-йогой? Да, и это на мой взгляд тоже лишнее. Тут нужно либо не пускать людей в алтарную и на огороды, либо, если пускаешь на огороды, насчет алтарной тоже рассматривать вопрос. Я бы и в огороды не пускала Катьяяни пишет: человеке, который в любом и каждом (в том числе, как Вы писали и в пуджари своей традиции) Строго говоря, это был пуджари Сева. Он, явно, просто возревновал Однако разговор между им, голландцем и руководством остался тогда за кадром, неизвестным широкой окуневской общественности - но судя по немедленному отъезду Пуджари, руководство поддержало Севу. Я вообще это написала не потому, чтобы хотела защитить этот ашрам, у меня также никаких положительных впечатлений от него. Просто, как я написала, справедливости ради

Катьяяни: Лилананди пишет: Если кто проводит публичные богослужения для всех желающих, это ж не значит, что он тех же самых всех желающих должен допускать в качестве жрецов. Да Бог с Вами! Какое жречество? И в мыслях ничего такого не было! Вообще-то я хотела в одиночестве делать за закрытыми дверями свою личную садхану, естественно, никого на нее не созывая. Именно в алтарной - потому, что самое чистое и саттвичное мечсто в доме, логическим образом предназначеное для всевозможных садхан. Про личную и общественную садхану написала для того, чтобы подчеркнуть, что алтарную в бабаджистском ашраме трудно назвать интимным местом. Кстати, как я написала, я приняла их запрет - хотя он и показался мне странным. Тепение мое кончилось, когда я поняла, что люди не просто иррационально защищают свою алтарную - а вообще не собираются давать мне возможности для садханы. Естественно, не было никакого смысла дальше там оставаться.

Лилананди: Катьяяни пишет: Какое жречество? И в мыслях ничего такого не было! Вообще-то я хотела в одиночестве делать за закрытыми дверями свою личную садхану, естественно, никого на нее не созывая. Именно в алтарной - потому, что самое чистое и саттвичное мечсто в доме, логическим образом предназначеное для всевозможных садхан. То есть никаких служб их местным Божествам? Понятно. Ну тогда совсем неясно, чего не пустить. Катьяяни пишет: не было никакого смысла дальше там оставаться. ИМХО туда и приезжать нет смысла

Катьяяни: Лилананди пишет: ИМХО туда и приезжать нет смысла Да нет, само Окунево очень сильное и саттвичное место, для уединенной садханы где-нибудь в лесу - как раз то, что надо. Другое дело, что местный "шиваитский ашрам", боюсь, таковым не является.

Лилананди: Я как раз ашрам и имела в виду.



полная версия страницы